Привет всем любителям рок-музыки! В этой информационной статье предлагаю вам познакомиться с еще одним направлением рока под названием «post-rock». Вы узнаете о становлении этого стиля, а также о его зарубежных и отечественных представителях.
Post-Rock является характерным экспериментальным жанром и направлением rock-музыки, для которого вполне характерно использование музыкальных инструментов, которые так или иначе связаны с классической рок-музыкой, в том числе мелодий, ритмов, последовательностей аккордов и тембров, которые не являются типичными для классического рока. Группы-представители жанра в большинстве своем играют типично инструментальную музыку. Звучание пост-рока органично объединяет в себе такие разноплановые музыкальные жанры, как джаз, эмбиент, рок и электронная музыка.
Как и другие термины из отрасли музыки, «post-rock» может описывать самые разные вариации звучания. Например, такие рок-группы, как Tortoise, Caballero и Toe описываются как пост-рок, хотя в большинстве случаев между их саундом мало чего общего, помимо того, что везде ключевая роль уделяется гитарам и ударным.
В 1994-м году термин «пост-рок» стал использовать английский музыкальный критик и обозреватель С. Рейнолдс. В мартовском выпуске музыкального журнала «Mojo Magazine» он опубликовал альбом группы Bark Psychosis под названием «Hex», который получил по большей мере эмбиентное звучание. На него в значительной степени повлиял саунд группы Talk Talk. Уже в 123-м выпуске другого журнала — «The Wire» — он определил понятие «пост-рок» как такую музыку, где типично роковые музыкальные инструменты применяются не по своему назначению. Например, гитары используются не для создания рифовых структур, а для создания текстур и тембров.
Впрочем, еще в конце восьмидесятых термин уже использовал российский джазовый саксофонист А. Козлов. В 1989-м он основал так называемую «Ассоциацию Пос-рок», которая объединила под своим крылом несколько молодых коллективов — Лунный Пьеро, Ночной Проспект, Арсенал, Вежливый Отказ и другие.
Пост-рок конца восьмидесятых развивался под мощнейшим влиянием нью-йоркцев The Velvet Underground. На него также оказал влияние краут-рок 60-70-х годов, в особенности его типичный прием «моторик».
Британский коллектив Public Image Ltd становится первопроходцем жанра. Именно его известный журнал NME ярко описывал, как вероятно первую пост-рок банду. Во второй своей пластинке 1979-го года од названием «Metal Box» ребята практически полностью отказались от типичных и традиционных для классического рока музыкальных приемов. На смену им пришли плотные краут-электроник-мелодии. Третья пластинка — «Flowers of Romance», вышедшая в 1981-м, стала еще куда более радикальной: она подчеркивала роль перкуссии, а также многоканальной музыки.
Шугейзинг конца 80-х – начала девяностых стал еще одним предшественником пост-рока. Так, группа My Bloody Valentine в большинстве своем стала уделять внимание многослойным гитарным структурам и неортодоксальным приемам, отойдя от классики звучания рок-музыки. Такие коллективы, как Slint, зародившиеся в 1990-х годах, были признаны критиками как таковые, которые в значительной степени повлияли на все дальнейшее развитие пост-рока.
Изначально понятие «пост-рок» использовалось для описания творчества таких коллективов, как Moonshake, Stereolab, Pram, Laika и Seefeel. Позже пост-рок стал представлять из себя нечто среднее между краут-роком и джазом. Музыка его носила чисто инструментальных характер, приобретя оттенки электронного звучания лишь после 1994-го года.
Такие музыкальные коллективы, как Stars of the Lid, Labradfold, Cul de Sac и Bowery Electric являются основателями пост-рок движения на территории Соединенных Штатов. Второй лонгплей группы Tortoise «Millions Now Livin Will Never Die» сделал коллектив буквально культовым для всех последователей жанра. Поэтому многие группы проторяли свой творческий путь именно под вдохновением звучания коллектива Tortoise.
Главным центром развития пост-рок культуры становится канадский Монреаль, из которого произошли такие известные банды, как A Silver Mt. Zion, Fly Pan Am, в том числе Godspeed You! Black Emperor и остальные, которые записывались на звукозаписывающем лейбле Constellation. Звучание этих коллективов все время варьировалось между различными жанрами, которые исполняли свои композиции с элементами камерной музыки и джаза. В то время особо выделилась шотландская группа Mogwai, которая успешно занимается творчеством и по сей день.
После выпуска студийного альбома «Agaetis Byrjun» исландская группа Sigur Ros стала законодателем в звучании пост-рок музыки двухтысячных. Некоторые композиции коллектива ротируются на многочисленных радиостанциях и ТВ, что является беспрецедентным явлением для всей пост-рок культуры. В рамках данного направления рок-музыки неугасающую популярность приобрели и другие коллективы современности, например This Will Destroy You, в том числе Mono, God Is An Astronaut, а также Explosions In the Sky.