ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Данная статья предназначена в первую очередь для практикующих учителей музыки, музыкальных руководителей и родителей детей

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодняшняя статья будет немного не вписываться в общую тематику блога, но тем не менее будет все же немного близка к ней. Рекомендуется к прочтению в первую очередь практикующим учителям музыки, музыкальным руководителям и родителям детей. Ну что ж, давайте раскроем особенности и методики восприятия музыки.

Восприятие музыки – это процесс слушания музыки, переживания различных чувств, выраженных композитором. Можно слушать музыку, но не слышать ее. Для ее осознанного восприятия необходимо иметь определенную музыкальную подготовку, развивать музыкальные способности. К ним можно отнести: слух, воображение, память, чувство ритма. Музыкальные способности формируются постепенно в процессе музыкальных занятий. Для этого необходимо слушать много различных произведений и анализировать их, петь, танцевать, изучать биографии композиторов и особенности их стиля написания музыки. Развиваясь, учащиеся при анализе музыки, могут вычленять средства музыкальной выразительности – это гармонию, мелодию, фактуру, ритм, темп и другие.

Для повышения качества восприятия необходимо применять разнообразные методы и приемы. Самым распространенным методом считается наглядно – слуховой метод. Например, это когда учитель исполняет музыкальное произведение на инструменте. Таким же необходимым считается наглядно – зрительный метод. Наглядности помогают лучше понять музыку и запомнить ее, образно представить.

На каждом уроке применяют словесный метод. Это объяснение нового материала, сообщение интересных сведений о музыке, об ее авторах. Важным считается и практический метод для восприятия музыки. Ведь для того, чтобы лучше прочувствовать музыку, необходимо выполнить какие-нибудь практические действия. Например, промаршировать, станцевать, похлопать в ладоши. Это помогает детям более осмысленно воспринимать музыку.

Движения успешно используются для передачи характера мелодии, ее звуковедения, показа динамики, акцентов, темпа. Эти свойства музыки дети передают при помощи движений рук, наклонов туловища. При восприятии танцевальной музыки — польки, вальса, полонеза, менуэта, необходимо по возможности выполнить танцевальные элементы этих танцев.

Еще один метод, который применяется в практике восприятия музыки, считается наглядно-изобразительный метод. Обращается внимание на рисунки детей, на которых дети изображают музыкальные образы героев.

Формирует музыкальную культуру учащихся метод художественного контекста. Этот метод позволяет детям развиваться, выходя за пределы музыкального искусства. Благодаря этому методу поддерживается связь с другими видами искусства, с природой, жизненными ситуациями.

Сопровождение игрой на детских музыкальных инструментах, музыки предназначенной для слушания, тоже является активным методом восприятия. Это может быть танцевальная и народная музыка, написанная в вариационной форме. Можно использовать прием вокализации инструментальных пьес. Детям предлагается текст на прослушанную музыку. Когда они поют инструментальную пьесу, лучше стараются запомнить мелодию.

В виде игры представляется прием цвет — настроение. Детям разъясняется, как необходимо подбирать карточки с различными цветами. Если музыка имеет нежный и спокойный характер, то подбираются теплые и неяркие тона, а если музыка мрачная, тревожная, то цвета подбираются темные, холодные. При звучании торжественной и праздничной музыки, цвета яркие и насыщенные.

Интересным методом, который способствует активной работе каждого ученика, является метод музыкальных символов. Благодаря этому методу, все учащиеся в классе более внимательно вслушиваются в звучащую на уроке музыку и символически изображают на бумаге или работают с карточками, благодаря которым учитель может оценить правильность понимания того или иного произведения и визуально оценить одновременно каждого ученика в классе. Каждому ребенку в классе выдается полный комплект карточек и схема-порядок анализа музыкального произведения. Ребенок по этой схеме выбирает те карточки, которые соответствуют данному произведению.

Благодаря этим приемам и методам дети начинают эмоционально и осознанно воспринимать музыку, у них развивается музыкальный вкус и культура.

Оставить комментарий