Советы по сведению музыки (часть 1)

Информационная статья, к которой вы узнаете о всех хитростях и тонкостях сведения музыки, а также получите массу полезных советов

Приветствую всех музыкантов на своем блоге. Начинаю новую рубрику под названием «Сведение музыки» и сегодня в этой познавательной статье вы получите множество полезных советов по сведению музыки, узнаете основные правила, принципы, различные техники и хитрости работы со звуком в студии.

Звук – самое важное при сведении. Например, 10 лишних децибел на эквалайзере могут выглядеть пугающе или даже нелогично, но на практике в звуке дают то, что нужно. Для мастера важно разделять визуальную информацию со слуховой. Показатели на экране не будут иметь никакого значения, если на слух материал вам не нравится.

Так называемая «вычитающая эквализация» – довольно мощный инструмент. Например, можно обрезать ненужные верха и низы, обрезать муть, ослабить статичные резонансы. Все это возможно сделать при помощи специализированных инструментов. Благодаря таким манипуляциям можно сделать уверенный шаг к отлично звучащей композиции.

Не сжимать материал – отличное адекватное решение для сбережения естественного почерка для барабана. А недостаток сустейна или твердости при острой необходимости можно легко восполнить обычной параллельной компрессией.

Приобретая плагины, не нужно смотреть на оболочку или коробку от эндорсеров, ведь цель производителя – получить максимальную прибыль при минимуме затрат на производство. Например, есть недорогие, и даже бесплатные аналоги, которые к тому же позволяют добиться необходимого результата куда быстрее.

Деэссер – очень мощный инструмент, который используют для подавления никому не нужных неожиданных всплесков на верхах. Акустические гитары, оверхеды, райды и другое оборудование можно сделать ровно звучащим и аккуратным при помощи деэссера, не вмешиваясь в сам звук механическим путем.

Компиляция музинструментов в группы – еще один хитрый трюк для того чтобы добиться склеенных партий. Чтобы бас с гитарой звучали одновременно, их можно пустить сразу в одну шину и затем уже компрессовать. Таким образом, вы получите хорошо склеенный проигрыш.

Реверберация является таким же важным элементом микса, как и сами треки инструментов. Нормальное явление – иногда эквализировать ревер, компрессировать или гейтировать его. Бит крашер и дисторшн могут со своей стороны также давать необычный результат, но он будет уже больше приближаться к спецэффектам.

Кроме того, не нужно недооценивать редатирование и тюнинг. Бывает иногда, что разница межу оттюнингованным и не редактированным треком может приравниваться к сведенной-несведенной песне. Хотя это может быть и не явным элементом звучания, в большинстве случаев несколько неритмичных или атональных нот могут целиком испортить впечатление о всей композиции и даже ее исполнителях. Как итог, вся работа попросту может потерять смысл. Как итог, вся работа по сведению материала, по сути, потеряет свой смысл.

Утверждение о том, что клиент всегда прав – пережиток прошлого. Все что хорошего он может предложить, конечно, принимается звукорежиссером, а вот негативные или спорные моменты выносятся на всеобщее обсуждение. В результате клиент может понять, какие негативные моменты он может получить уже в готовой продукции. Если вовремя не остановить клиента, предлагающего неверные решения, это может в будущем вам стоить репутации.

Звукорежиссер – это своего рода начальник микса. При этом часть его работы заключается в принятии правильных решений. На практике нет полностью безупречных решений, а одно-единственное неправильное решение может испортить весь объем работы. Чем больше правильно принятых решений будет в миксе, тем лучше он будет звучать на выходе. Здесь даже не должен стоять вопрос об использовании пресетных комбайнов – это удел непрофессионалов.

Паралельный дисторшн – еще один фирменный почерк опытных звукорежиссеров. На вокале и басу с этим эффектом могут появиться новые краски, такая музыка будет сочной и агрессивной. При этом не нужно забывать о срезе верхов и низов, в противном случае с таким грохотом и скрипом может испортиться весь готовый микс.

С помощью гейтов можно хорошенько очистить барабаны от помех и лишнего шума. Однако некоторые моменты все же лучше обрезать вручную. А вот при помощи управляемого гейта можно и вовсе творить чудеса. Например, можно убрать бочку из рабочего микрофона, сохранив при этом же тихие «призрачные ноты».

Если в дорожке барабанщика есть тарелки типа «чайна» или «сплеш», нужно быть осторожным, чтобы не срезать низ или середину оверхеду. Ведь эти инструменты середины, и со срезанным низом они будут ровно шелестеть, теряя свою основу.

Если вы отправились в погоню за шириной микса, нужно держать в голове одну деталь – чем сильнее разнятся треки в стереопаре, тем шире будет звучание. Отдельная обработка на треках в большинстве случаев даст куда более широкий звук, чем общая обработка сразу для всей стереопары. Иногда бывает, что с помощью одного эквалайзера достаточно вырезать один-единственный общий резонанс для того чтобы разделить два отдельных канала.

Если же вы гонитесь за жирным и сочным звучанием, возьмите на вооружение дисторшн (подойдет любой), а также короткая реверберация или задержка. С эмулированными консолями стало еще проще собирать миксы. Звук получается более плотным, ровным и с мягкими верхами. Не нужно увлекаться подобной «магией» на высоких уровнях, если вы, конечно, не добиваетесь получить грязное звучание.

Еще одно правило – не нужно стесняться автоматизировать некоторые процессы. Иногда нет необходимости вешать компрессор сразу на весь трек, если уровень завышен всего у одной-двух нот. Автоматизация открывает фантастические горизонты для творческой реализации. Подвижные фейдеры способны подчеркнуть всю красоту партий и переходов между отдельными частями произведений. Глитчи, эффекты, фильтры, фейдеры – здесь вы ограничиваетесь исключительно своим воображением… Продолжение статьи здесь.

Оставить комментарий