Дерево для бас гитар

В этой статье вы узнаете, какое дерево для бас гитар сегодня используют в производстве известные бренды, а также, как правильно подобрать нужное деревцо.

Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.

Интересные факты

Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.

И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.

Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.

По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.

Дерево для бас гитар

Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.

В этой статье вы узнаете, какое дерево для бас гитар сегодня используют в производстве известные бренды, а также, как правильно подобрать нужное деревцо. Нажмите на картинку, чтобы увеличить.

Для деки самое популярное деревцо —  это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.

Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.

Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.

Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.

Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.

Основные виды распилов

1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.

2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.

Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.

Искусственные материалы

В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.

Дерево для бас гитар

У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.

Есть 1 комментарий

  • Андрей
    Оставил (-а) комментарий: 19.11.2012 в 13:01

    Отличная статья, спасибо автору! 😛

  • Оставить комментарий