Колки для электрогитары

В этой статье, из рубрики "Устройство гитары", мы подробно рассмотрим колки для электрогитары, их разновидности и функциональные особенности.

Продолжаем изучать устройство гитары и в прошлой статье мы с вами рассматривали верхний порожек, его устройство и популярные типы. Теперь мы идем дальше и подробно рассмотрим колки для электрогитары, их разновидности и функциональные особенности. Но для начала немного теории.

Колки для электрогитары. Теория

Гитарные колки (по-другому их еще называют барашки, крутилки и т.п.) – это, пожалуй, одна из самых важных деталей любой гитары, будь то акустическая, электрогитара или бас-гитара, потому что колки, расположенные на голове грифа, ответственны за натяжение струн и соответственно за строй самого инструмента.

И поэтому не стоит недооценивать их пользу и важность, несмотря на их небольшой размер. От качества колков будет зависеть в большей степени то, насколько долго будет держать стой ваша гитара.

Сила натяжения струн в среднем бывает от 20 до 50 кг для разных гитар. Как вы понимаете, струну с такой силой так просто не удержишь и не натянешь, и вот поэтому для каждой струны в отдельности установлен небольшой червячный редуктор, он же колок, который усиливает в 20 раз руку человека и препятствует дальнейшему разматыванию струны.

Итак, в свою очередь колки состоят из ручки, червячного механизма и вала, и бывают двух видов:

  1. Замковые (локовые)
  2. Открытые

Как вы уже, наверное, догадались из названия единственная разница между ними это то, что в первом случае колковый механизм закрытый и защищенный, а во втором – механизм открытый (этот вид колков наиболее распространен).

Преимущество открытого типа заключается в том, что если вдруг вам нужно будет смазать шестеренку, расположенную на колке, то это не составит особого труда, а вот с закрытым колком придется повозиться аж целых 6 раз, сначала открывая, а потом закрывая защитную крышку на каждом из них.

К недостаткам открытого типа можно отнести то, что они наиболее подвержены механическим повреждениям и достаточно быстро засоряются. При ударе такого колка (его механизма), к примеру, об острый угол стола, есть большая вероятность того, что вы его повредите. А вот с закрытым механизмом такого не произойдет, по крайней мере, такой риск будет сведен к минимуму.

Гитарные колки могут отличаться по типу крепления к голове грифа:

  • Все 6 колков крепятся на одной стороне.
  • По 3 штуки с каждой стороны.
  • Крепление с помощью болтов.
  • Крепление без болтов.

Типы колковых механизмов

  1. Герметичные колки без затяжных винтов (Generic Sealed Tuners).
  2. Герметичные колки с одним винтом на колок (Sealed Tuners).
  3. Локовые колки без затяжных винтов (Sperzal Locking Tuners).
  4. Локовые колки с 2-мя винтами на колок (Closed Box Tuners).
  5. Локовые колки с 7-ю винтами на группу (Kluson Deluxe Tuning Machines).
  6. Колки с открытым механизмом в линию с 7-ю винтами на полоску (In-line open tuning machines).

Колки для электрогитары

Передаточное число у колков

Передаточное число – соотношение числа оборотов оси со струной к числу оборотов колка рукой. К примеру, передаточное число 16:1 говорит нам о том, что нужно рукой повернуть колок 16 раз, т.е. колок совершает полный оборот на 360◦ за 16 вращений ручки. Чем больше будет значение передаточного числа, тем лучше, потому что в таком случае струны уже не смогут обратно размотать колки и более точно можно будет настроить гитару.

Небольшой пример для того чтобы вы поняли, о чем речь. Возьмем машину, стоящую на 5-й передаче и попробуем ее столкнуть в кювет. Довольно сложная задача, не правда ли? А теперь поставим ее на 1-ю передачу – уже проще. Та же ситуация и с колками. Поэтому колки с большим передаточным числом будут надежнее. Выбирайте 16:1, а еще лучше 18:1.

Советы и рекомендации

Как было сказано выше, главная цель гитарных колков – сохранять строй гитары. А вот для того чтобы они прослужили долго, нужно соблюдать несколько важных правил:

  • Регулярно очищайте колки от мусора и пыли при помощи щетки, как только заметите загрязнение.
  • Раз в несколько месяцев возьмите в привычку смазывать машинным маслом все колки. Это необходимо делать в связи с тем, что спустя какое-то время колки могут засориться и потом будут с трудом поворачиваться, что соответственно вам не понравится, когда вы будете настраивать гитару.
  • Обязательно хорошо затягивайте все винты после того как произвели смазывание колков, чтобы не было люфта, проскакивания и хруста.
  • Делайте все очень аккуратно, потому что резьбу, особенно на дешевых колках, можно довольно быстро сорвать.
  • Не экономьте на колках, потому что чем точнее и мягче ход, тем легче будет настраивать гитару.
  • Колки, на которых установлен закрытый механизм намного лучше колков открытого типа, потому что с помощью локовых настройка гитары может быть произведена намного быстрее, а витков можно будет наматывать в 2 раза меньше, при работе машинкой ваша электрогитара меньше будет расстраиваться, а при натяжении зажатая струна не «поползет».
  • Для того чтобы установить нужную степень легкости вращения колкового механизма необходимо на ручке выполнить регулировку специальным винтом.
  • Отдавайте предпочтение проверенным фирмам, которые специализируются на выпуске хороших и качественных  колков. Это может быть Gotoh, Schaller, Kluson, Grover или Sperzel. Из всех производителей я бы выделил колки, произведенные фирмой Schaller из Германии, которые имеют довольно хорошую репутацию. На втором месте колки японской фирмы Gotoh по качеству не хуже немецких, но зато цена приятнее.
  • Большинство производимых колков имеют золоченое и хромированное покрытие. Для того чтобы не покупать сильно дорогие колки, которые полируют вручную, стоит отдать предпочтение менее дорогим, полированных с помощью машинной обработки.
  • Если головка грифа на вашей гитаре не имеет определенного наклона к грифу, то вам тогда будут необходимы разноразмерные колки, на которых валы могут быть разной длины. Они помогут поддерживать необходимое давление струн на порожек. Подобный эффект можно получить используя обычные колки с клиновидной прокладкой.

Комментариев к сатье: 2

  • Алекс
    Оставил (-а) комментарий: 20.07.2014 в 10:23

    «Небольшой пример для того чтобы вы поняли, о чем речь. Возьмем машину, стоящую на 5-й передаче и попробуем ее столкнуть в кювет. Довольно сложная задача, не правда ли? А теперь поставим ее на 1-ю передачу – уже проще.»
    На 5 передаче как раз столкнуть легче, чем на 1

  • LeGo
    Оставил (-а) комментарий: 29.02.2016 в 07:48

    Как было правильно сказано, в колках применена червячная передача. Мало того, эта передача имеет однозаходный червяк, что само по себе определяет самотормозящую кинематическую передачу. переводя на общепонятный язык — ни при каком соотношении червячной передачи и ни при каком натяжении струны, последняя не сможет раскрутить колок. Отломить голову грифу может. Колок вырвать из головы может. А раскрутить нет.

  • Оставить комментарий